Генерация входной информации: восприятие, осознание и память

САМООЧЕВИДНЫЙ — очевидный для самого говорящего и ни для кого другого.

Амброз Бирс «Словарь Сатаны»

В предыдущих главах мы дали определение целеустремленным системам и построили совокупность мер целеустремленности. При этом мы считали само собой разумеющимся наличие процессов, служащих предпосылками целеустремленного поведения. Так например, привычность, знание и стремление, характеризующие целеустремленную систему в заданном окружении и влияющие на ее выбор, должны основываться на какой-то входной информации, извлекаемой из окружения и предшествующего опыта. Она получается благодаря восприятию и осознанию окружения и самого себя, а также наличию памяти о прошлых ситуациях. Поэтому исследователь должен знать не только характерные отклики (привычки), знание, понимание и стремления индивидуальной целеустремленной системы, но и то, какую роль все эти факторы могут сыграть в ситуации того или иного типа.

Эта глава посвящена выявлению типов информационных потоков, проникающих в систему из ее окружения, и способам их измерения. Вводимые здесь понятия определяются в терминах отношения продуцент — продукт и согласуются с описанной ранее моделью.

Восприятие и наблюдение

Термины наблюдение, восприятие, ощущение, осведомленность и осознанность часто употребляются как синонимы и в повседневной речи и в специальной литературе. Большинство словарей содержит круговое определение этих терминов (т. е. одни определяются через другие). Все же мы будем употреблять их в разных значениях, руководствуясь при этом не только соображениями удобства, но и традиционным смысловым содержанием этих терминов.

Говоря об индивиде X, наблюдающем что-то, мы будем называть X стимулом, а отклик индивида на X — восприятием. К сожалению, термины стимул и отклик дискредитированы в глазах психологов из-за того, что ими пользовались с механистических позиций в качестве синонимов причины и следствия. Здесь мы будем подходить к ним функционально, как к синонимам продуцента и продукта.

4.1. Стимул—отклик: стимул — это продуцент выбора способа действий индивидом в целеустремленном состоянии. Продуцируемый способ действия является откликом (определение 2.39).

« назад

Ваша корзина

Ваша корзина пуста



шины

все статьи о шинах

диски

все статьи о дисках

Шинный калькулятор
все новости »
техническая поддержка, продвижение сайта Мытищи, Королёв, Юбилейный
Яндекс.Метрика