|
||||||
Генерация входной информации: восприятие, осознание и память САМООЧЕВИДНЫЙ — очевидный для самого говорящего и ни для кого другого. Амброз Бирс «Словарь Сатаны» В предыдущих главах мы дали определение целеустремленным системам и построили совокупность мер целеустремленности. При этом мы считали само собой разумеющимся наличие процессов, служащих предпосылками целеустремленного поведения. Так например, привычность, знание и стремление, характеризующие целеустремленную систему в заданном окружении и влияющие на ее выбор, должны основываться на какой-то входной информации, извлекаемой из окружения и предшествующего опыта. Она получается благодаря восприятию и осознанию окружения и самого себя, а также наличию памяти о прошлых ситуациях. Поэтому исследователь должен знать не только характерные отклики (привычки), знание, понимание и стремления индивидуальной целеустремленной системы, но и то, какую роль все эти факторы могут сыграть в ситуации того или иного типа. Эта глава посвящена выявлению типов информационных потоков, проникающих в систему из ее окружения, и способам их измерения. Вводимые здесь понятия определяются в терминах отношения продуцент — продукт и согласуются с описанной ранее моделью. Восприятие и наблюдение Термины наблюдение, восприятие, ощущение, осведомленность и осознанность часто употребляются как синонимы и в повседневной речи и в специальной литературе. Большинство словарей содержит круговое определение этих терминов (т. е. одни определяются через другие). Все же мы будем употреблять их в разных значениях, руководствуясь при этом не только соображениями удобства, но и традиционным смысловым содержанием этих терминов. Говоря об индивиде X, наблюдающем что-то, мы будем называть X стимулом, а отклик индивида на X — восприятием. К сожалению, термины стимул и отклик дискредитированы в глазах психологов из-за того, что ими пользовались с механистических позиций в качестве синонимов причины и следствия. Здесь мы будем подходить к ним функционально, как к синонимам продуцента и продукта. 4.1. Стимул—отклик: стимул — это продуцент выбора способа действий индивидом в целеустремленном состоянии. Продуцируемый способ действия является откликом (определение 2.39). |
Ваша корзина пуста шиныдиски |
|||||
|
||||||
все новости » | ||||||
|