Для маленьких детей категорически запрещается подвешивание игрушек на резинке, т. к. возможен «отстрел» при натяжении резинки. Хаотические движения «скачущего» предмета на резинке вредно действует на сетчатку глаза, не способного аккомодировать в этом режиме. Кроме того, можно вызвать сильный испуг.
Импортные образцы этой игрушки имеют музыкальное сопровождение. Однако ребенок не должен находиться под модулем этого типа более 5-7 мин, потому что дитя не может остановить ни движение его, ни музыкальное сопровождение, если ему что-то не нравится или надоело. Малютка не в состоянии поменять положение своего тела по отношению к движущемуся и вращающемуся объекту. Такой режим воздействия модуля может ввести ребенка в «транс», т. е. отразиться на его нервной системе.
Ребенку полезны также и сюжетные игрушки размером 10-12 см, издающие звуки (собачка, козочка, кошечка, курочка и пр.). Очень важно подобрать образцы, имеющие выразительные глаза, т. к. именно глаза и нос, являются узнаваемым для ребенка «знаком» зрительного сосредоточения (имитация лица человека — живого существа).
С 3-4 месяцев время бодрствования ребенка значительно увеличивается. Оно начинает превышать время, отведенное по режиму для дневного сна. Особое значение приобретает педагогически организованное бодрствование, т. е. необходимо обогащение психической жизни детей в содержательном эмоциональном общении с взрослым.
Зрительные и слуховые ориентировочные реакции переходят в ориентировочно-исследовательскую предметную деятельность манипулятивного характера. Это значит, что после
6 мес. малыш, манипулируя предметом, игрушкой, узнает ее физические и динамические свойства и практически познаёт мир, в котором живет. Развивается рука ребенка. Особое значение приобретает осязание.
В этот период важно решить следующие педагогические задачи:
развивать дальнейшие действия с предметами, организуя более утонченные хватательные движения руки (например, перехватывать из рук взрослого погремушку, выполнять ею размахивающие движения, извлекая звук, и т. п.);
расширять понимание речи, обращенной к ребенку;
активизировать гуление, а затем лепет;
развивать двигательную активность: самостоятельные повороты со спины на бок и на живот в горизонтальной плоскости;
продолжать обогащать ребенка эмоционально.