|
||||||
Микросхемы Philips для контроля давления в автомобильных шинах По решению Национальной администрации по безопасности дорожного движения США с 2006 года в Америке все легковые автомобили будут оснащаться датчиками давления в шинах для повышения уровня безопасности и уменьшения количества аварий. Рынок с потенциальной емкостью 150 млн устройств в год пытаются захватить многие производители электроники, в том числе и Philips. Система контроля давления вшинах (Tire Pressure Monitoring System) - современное устройство, которое позволяет сделать управление автомобилем еще более удобным, а главное, безопасным. Основой большинства систем TPMS являются 4 датчика, способных отслеживать давление в шине. Они устанавливаются внутри колес автомобиля и с помощью радиосигнала передают информацию для вывода на дисплей. Есть и другая технология контроля давления в шинах - с помощью антипробуксовочной системы (ABS) измеряется количество вращений шины на километр по отношению к другим шинам. Если количество оборотов не совпадает, на приборной панели загорается лампочка. В основу работы этого метода положено сравнение угловых скоростей каждого колеса в режиме нормального движения. Предполагается, что угловая скорость вращения колеса со слабо накачанной шиной выше, чем угловая скорость нормально накачанной шины другого колеса той же оси из-за её меньшего диаметра. Но у этого метода есть ряд ограничений. В частности, система не способна обнаружить разницу давлений менее 30%. Кроме того, при замене шины требуется дополнительная регулировка системы на основе повторного измерения динамических соотношений между всеми колесами. В результате возникает необходимость пожизненного обслуживания и периодической калибровки. Кроме того, система позволяет только сравнивать параметры колес и не может независимо оценить каждое колесо, поэтому невозможно обнаружить дефект в ситуации, когда, например, все четыре шины недостаточно накачаны, что довольно часто случается после длительного периода эксплуатации и пренебрежения осмотром. Зачем нужен мониторинг давления в шинах? Измерение и контроль давления в шинах нужны не только для обеспечения безопасности жизни водителя и пассажиров, но и для увеличения срока службы самих шин. Немногие знают, что 20% шин накачиваются почти на 40% ниже оптимального давления, а недостаточное давление может привести к следующим проблемам:
Также активно идут разработки микросхем для датчиков давления в шинах от Motorola, Infenion и Philips. На разработках TPMS Philips мы остановимся подробнее. Система TPM от Philips Компания Philips Semiconductors предлагает решение для реализации датчиков давления в шинах - систему TPM (Tire Pressure Monitoring). Четыре датчика-модуля, устанавливаемые в колеса, отслеживают не только давление внутри шины, но и температуру. Повышенная температура внутри шины может говорить как о недостаточности давления, так и неисправности тормозной системы (перегрев колодок, дисков или барабанов и, соответственно, всего колеса). Принцип крепления модуля см. на рис. 1.
Информационный дисплей устанавливается на приборной панели, в наиболее удобном для водителя месте. Если показатели всех 4 шин находятся в норме, жидкокристаллическое табло дисплея отображает такое состояние зеленым цветом. Как только какой-то из параметров выходит за пределы максимально или минимально допустимого значения, на дисплее "проблемное" колесо отмечается красным цветом. В такой ситуации от водителя требуется своевременно отреагировать на сигнал тревоги и позаботиться о немедленной проверке состояния данного колеса. Расположение управляющего блока с дисплеем и схематичное представление связи его с датчиками в колесах изображено на рис. 2.
Модуль, устанавливающийся в колесо, состоит из двух частей (рис. 3):
В управляющем блоке применяется техно- логия RKE (Remote Keyless Entry) и исполь- зуются такие микросхемы Philips, как PCF7951 и PCF7943/41.
Почему Philips? Philips на данный момент является одним из ведущих производителей микросхем ТРМS. Один из чипов Philips, используемый в системах TPMS - PCH7970. Этот чип с RISC-ядром способен обрабатывать данные с двух мультиплексируемых датчиков, используя встроенный высокоточный 12-разрядный АЦП. Это устройство работает от независимой батареи и имеет режим POWER DOWN, что позволяет минимизировать ток покоя. Характеристики микросхемы PCH7970:
Схема включения PCH7970 показана на рис. 4.
Измерение температуры также необходимо, чтобы гарантировать долгосрочную точность и надежность TPMS. Контроль температуры позволяет системе компенсировать изменение давления из-за изменений температуры шин так же, как и температурную не стабильность самого датчика давления. Это облегчает блокировку системы в случае резкого повышения температуры. Хотя все TPMS строят в расчете на работу в автомобильном диапазоне температур (от -40 до +125 °C), резкий перегрев шин может возникать из-за высокой температуры диска тормоза или при езде в агрессивных условиях, когда поверхностная температура может достигать 900 °C. По этой причине некоторые системы включают в себя тепловую блокировку, в других системах допускается тепловой перегрев до 170 °C в течение 3-5 минут. Обмен данными в TPMS
С передатчика управляющего блока на 4 модуля датчиков посылается "пробуждающий" сигнал и данные (если сделана соответствующая установка).
Затем эти данные сравниваются с эталон- ными, и если есть отклонение от нормы, си- стема отображает данное отклонение (рис. 5).
Рыночная оценка TPMS Как видно из графика спроса на TPMS (рис. 6), в 2005 году объем продаж достиг 50 млн устройств в год, причем, по прогнозам, должен увеличиться в 3 раза к 2010 году и составить 150 млн шт. Решение Апелляционного суда США от 6 августа 2003 года фактически делает обязательным для Америки использование метода прямого измерения давления во всех TPMS. Естественно ожидать, что благодаря массовому производству подобные системы будут использоваться на транспортных средствах и в других регионах. Таким образом, 25 миллионов автомобилей, выпускаемых каждый год автомобильными заводами Северной Америки и Европы, в большинстве своем будут оборудованы TPMS с прямым измерением давления. Япония и Корея также имеют большой контингент пользователей этой технологии, что приведет к мировой потребности в 120-150 млн устройств в год к 2010 году. Что же касается российского рынка, то уже сейчас автовладельцы могут приобрести систему TPM и установить ее на своем автомобиле (такое удовольствие им обойдется приблизительно в $300). Примером данной системы является TPMS-4-01 от компании Park Master. Причем система контроля давления в шинах может быть установлена как на иномарку, так и на отечественную машину (например, уже сейчас TPMS может выбираться как опция при комплектации ВАЗ-2120). Российские производители также постепенно начинают осваивать разработку и выпуск TPMS. Уже сейчас появились первые образцы отечественной системы TPM, однако российское законодательство не только отстает от западного, но и не успевает за развитием производителей. Однако есть надежда, что заметное увеличение спроса и интереса потребителей к инновациям в области комфорта и безопасности приведет не только к "опциональной" установке TPMS на отечественных автомобилях, но и приблизит то время, когда она станет обязательной.
Источник: gamma.spb.ru |
Ваша корзина пуста шиныдиски |
|||||
|
||||||
все новости » | ||||||
|