|
|||||||||||||||||||||||
С шипами или без? История
Металлические шипы на автомобильных покрышках появились уже в начале ХХ века. Тогда их устанавливали не только для лучшего сцепления с дорогой, но и для увеличения износостойкости шин, которые в те времена были из кожи или из цельнолитой резины. Позже, после изобретения пневматических шин, интерес к шипам ослабел. Их массовому применению мешали несовершенство конструкции и низкая износостойкость стальных штифтов. Однако в 30-е годы шины спортивных автомобилей часто оснащались шипами. Как правило, для их установки в покрышках делали сквозные отверстия - изнутри вставляли стальной болт-грибок, а снаружи его фиксировали обычной гайкой. Представляете, сколько весили такие шины! Конструкция Как и сорок лет назад, шипы противоскольжения сегодня состоят из двух деталей: корпуса и твердосплавной вставки.
Задача корпуса - удержать шип в теле протектора в течение всего срока службы шины. А штифт должен вгрызаться в дорожную поверхность, увеличивая коэффициент сцепления на скользком покрытии. Для изготовления вставок используется карбид вольфрама (WC) с примесью карбидов титана и ниобия (TiC, NbC) и еще ряда соединений. Каких - не сообщается: у каждого производителя, конечно, есть свой, фирменный, рецепт твердого сплава. Но известно, что такие редкоземельные добавки позволяют достичь твердости 1500 единиц по Виккерсу (для сравнения скажем, что шестерни в коробке переключения передач автомобиля имеют в три раза меньшую поверхностную твердость!). Например, шип Kometa Marathon финской фирмы Tikka-Nastat OY весит 0,9 грамма. И к тому же покрыт тефлоном - чтобы облегчить монтаж в посадочное отверстие и увеличить коррозионную стойкость. Кстати, коррозия - это тот бич, который заставляет усложнять форму корпуса. У основания традиционного шипа имеется всего один фланец, и в зазор между корпусом и резиной постепенно проникают соль, песок и вода - начинается пагубный процесс коррозии. Чтобы поставить преграду на пути агрессивной среды, на корпусе шипов делают по два, а то и по три фланца. К тому же многофланцевые шипы прочнее держатся на своих местах. Но у них есть свой недостаток - они сложнее в изготовлении и, соответственно, дороже. Как отличить друг от друга пластиковый и стальной шип, однофланцевый и трехфланцевый, если известны лишь их "имена"? Пока единой системы маркировки для этих изделий нет, а потому каждая фирма вольна окрестить свои шипы по-своему. Как правило, в цифровом обозначении модели зашифрованы диаметр основания, общая высота шипа (включая твердосплавную вставку) и количество фланцев. Например, шип U8-11-2 французской фирмы Ugigrip имеет основание диаметром 8 мм, высоту 11 мм и двухфланцевый корпус. Кроме того, под каждым шипом предусмотрена специальная подушечка из мягкой резины - чтобы при движении по твердой поверхности шип утапливался внутрь шины, меньше царапая дорогу и увеличивая комфорт при езде.
Как показывает практика, хороший шип не может улучшить характеристики заурядной зимней шины, и наоборот. Это раньше достаточно было прийти в мелкую мастерскую, где в шине без всякого специального оборудования насверлят отверстий и насажают туда любых шипов. А сейчас все лидеры в производстве зимних шин если и доверяют ошиповку сторонним фирмам, то строго держат процесс под своим контролем. И разрабатываются современные зимние покрышки под конкретный тип шипов. Так, шины Nokian Hakkapeliitta 1, дебютировавшие на рынке два года назад (см. АР № 3, 1996), имеют ряд конструктивных решений, призванных улучшить работу шины именно со "своими" шипами. Протектор состоит из двух слоев резины: поверхностный, более мягкий, отвечает за сцепные свойства с дорогой, а внутренний твердый слой плотно удерживает шипы, вставленные в отверстия специального профиля - в виде перевернутой буквы Т. Сцепные свойства шин разных типов на льду
Шипы в Европе
Шипованные шины в Европе сегодня, можно сказать, в опале. Однажды мы, не подозревая об этом, испытали жесткое действие запрета на собственной шкуре. Мы на редакционном Discovery ехали из заполярной Лапландии, где без шипов никак. А немецкие пограничники наотрез отказались пускать нас в Германию: "У вас шипованные шины, а на наших дорогах они запрещены. Или покупайте нормальные шины в ближайшем магазине, или выковыривайте шипы!" Пришлось вооружиться отвертками. И только после того, как был извлечен из протектора последний шип, нам отдали паспорта и пожелали счастливого пути.
Но наших читателей, конечно же, интересуют российские законы, регламентирующие использование шипованных шин. Извините, - рассказать о них не сможем. Влияние размеров и массы шипов на износ дорог Зависимость усилия воздействия шипа на дорогу от вылета
С шипами или без?
Какие шины предпочесть для сезонной смены - шипованные или просто зимние? Позволим себе дать некоторые рекомендации. Кстати...
Как и во многих европейских странах, в Японии шипованные шины запрещены, но с маленькой оговоркой. Нельзя использовать только металлические шипы. Хитрые японцы нашли выход из положения - стали оснащать шины... резиновыми шипами. Что называется, масло масляное. На самом деле - не совсем. Резина, используемая в производстве таких шипов, обладает особым свойством - ее твердость повышается с понижением температуры. В их эффективность верится с трудом. Но, как утверждают японские инженеры, ездить на таких шинах все же безопаснее, чем на обычных зимних.
Материал подготовлен журналом АВТОРЕВЮ под редакцией О. РАСТЕГАЕВА |
Ваша корзина пуста шиныдиски |
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
все новости » | |||||||||||||||||||||||
|