В период борьбы за независимость
В период борьбы за независимость в М. (1810—24) отмечается подъём публицистики и патриотич. поэзии в духе революц. классицизма: нац. гимн «Шестнадцатое сентября» (1821) А. Кинтаны Роо (1787—1851). В разгар антиисп. борьбы увидел свет первый мекс. роман «Перикильо Сарньенто» (1-я ч. в 1816) X. X. Фернандеса де Лисарди (1776—1827) — беспощадная сатира на колониальное общество.
Проза независимой М., изображавшая быт, нравы и общественные язвы страны, сочетала в себе элементы романтизма, костумбриз- ма и реализма. В поэзии преобладал романтизм (любовная лири-ка М. Акуньи, 1849—73; патриотич. стихи Г. Прието, 1818—97). Наиболее значит, романы 19 в.: «Проделки дьявола» (1845—46) М. Пайно (1810—94), «Астусия...» (1866) Л. Г. Инклана (1816—75), «Клеменсия» (1869) и «Сарко» (1888) И. М. Альтамирано (1834-—93), цикл романов «Волшебный фонарь» (1871—92) X. Т. де Куэльяра (1830—94). В своих эссе Альтамирано сформулировал задачу создания нац. лит-ры. В лит-ре 19 в. значит. место занимал историч. роман, формировавшийся под влияние. В. Скотта. Таковы исполненные патриотизма романы X. Диаса Коваррубьяса (1837—59), В. Ривы Паласио (1832—96), Э. Анконы (1836—93).
В последние десятилетия 19 в. в поэзии возник модернизм, в к-ром проявилось увлечение франц. символизмом и в то же время тяга к нац. самобытности: С. Диас Мирон (1853—1928), М. X. Отон (1858— 1906), М. Гутьеррес Нахера (1859— 1895), А. Нерво (1870—1919). В кон. 19 в. начали укрепляться реалистич. тенденции. В романах «Бола» (1887) Э. Рабасы (1856—1930), «Кусок земли» (1898) X. Лопеса Портильо- и-Рохаса (1850—1923) нашли отражение социальные противоречия М. в эпоху диктатуры П. Диаса; Р. Дельгадо (1853 — 1914; роман «Богатые родственники», 1901—02) критику общественного неблагополучия перевёл в моральный план. Роман Ф. Гамбоа (1864—1939) «Санта» (1903) — первый мекс. натуралистич. роман. В романе Э. Фриаса (1870—1925) «Томочик» (1892) документально запечатлено жестокое подавление крест, восстания. Рассказы А. дель Кампо (псевд. — Микрос, отмечены духом социальной критики.
Новый период мекс. лит-ры связан с Мекс, революцией 1910—11. Роман М. Асуэлы (1873—1952) «Те, кто внизу» (1916) — картина революц. бури — положил начало т. н. роману революции. В нём впервые нарисована картина массового нар. движения, образ борющегося народа, острые соци-альные столкновения в революц. и послереволюц. периоды: романы «Орёл и змея» (1928) и «Тень кау- дильо» (1929) М. Л. Гусмана (1887—1976), «Военный лагерь» (1931), «Земля» (1932) и «Мой генерал» (1934) Г. Лопеса-и-Фуэн- теса (1897—1966), «Моя лошадь, моя собака, моё ружьё» (1936) и «Никчёмная жизнь Пито Переса» (1938) X. Р. Ромеро (1890—1952), романы Асуэлы 20—30-х изв. Р. Ф. Муньоса (р. побельо (р. 1909) и др. В романа изв. X. Мансисидора «Граница у моря» над бездной» (1955). Поэты Р. Лопес Веларде (1888—1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871—1952), К. Пель Стела № 1 в Бонампаке (фрагмент). Известняк. 8 Б. Культура Майя. Терракотовая статуэтка горбуна. Из шт. Колима. Культура Запада. Национальный музей антропологии. Мехико. Керамические фигурки танцующих женщин. Культура тарасков. Национальный музей антропологии. Мехико.Фрагмент фрески из Теотиуакана.
Авангардистские тенденции представляли группы «Эстриден- тисты» (выступившая в 1922) и «Контемпоранеос» (1928—31). Идея нац. самоутверждения и самовыражения, ставшая господствующей в лит.-художеств. процессе М. после-революц. периода, нашла воплощение в публицистике философов X. Васконселоса (1881—1959), А. Рейеса (1889—1959), С. Рамоса (1897—1959), а в 50-е гг. — в публицистике крупнейшего поэта М. О. Паса (р. 1914). Его творчество, питающееся образами индейской древности, современно по своей интеллектуальной напряжённости.
« назад
|